ПИР - О возможности эффективной демократии. Положение в

О возможности эффективной демократии.


Положение в демократических странах внушает опасения в возможностях демократической системы. Автократии также не обречены успеху. Автократии зависят от умения пришедших к управлению индивидуумов и кланов (их интеллектуальных, моральных и волевых качеств). Повезло стране, удачный клан у власти, страна может процветать. Для рождения такого удачного клана необходим ряд условий в стране и элемент везения. С ростом переплетения в управлении одной страной проблем более широких, до мирового масштаба, роста многоукладности в стране (эконом. и прочих укладов) возможности справиться с ними представителями автократии подвергается справедливому сомнению. Демократия, с решением спецпроблем специалистами данного профиля, могла бы, по логике, более удовлетворительно справляться с проблемами. Но управление страной как единой системой возвращает к механизму создания такого общего управления. Кто и как должен определять структуру власти на местах и верховную, как могут люди, не занимающиеся по жизни всерьез ничем вне своей специальности, разобраться в потребностях многих неизвестных им областей, в т.ч. в людях, которых нужно ставить командирами в этих областях? При автократии управлять приходят те, кто смог пробиться чисто путем захвата власти (политики, карьеристы, бойцы невидимого для большинства, в важных своих деталях, фронта). При существующих моделях демократии выбирают некомпетентные несоответствующих.

Возможна ли эффективная демократия как главный принцип власти? Каковы механизмы реализации демократического управления обществом?

"Граждане все равно не имеют возможности оценить качество кандидатов кроме как по пиару." (polaris_*_, http://newsland.ru/news/detail/id/623916/cat/42/ )

Потому избирать имеет смысл только на уровнях и в областях, результат на которых можешь оценить. Т.е. - в пределах компетенции. В этом смысл многоуровневого избрания. На более высокие уровни избирают те, кто, находясь на близких к ним уровнях, имеет возможность оценивать. В специальных областях (где оценивать надо не общепонятное - состояние жилья, дорог, порядка в районе) должны избирать спецы в данной области Реальная выборность нереальна не в силу отсутствия механизмов верного избрания или порочности выборной системы, а в силу движения к власти лиц и групп, имеющих целью именно захват власти, а не наибольшее соответствие исполняемым на постах функциям. Такие личности всегда имеют большие шансы оседлать власть на всех уровнях (чем имеющие целью не власть саму по себе) и все силы отдают борьбе за власть, а не исполнению функций управления, заботы о вверенном участке. Потому и в спецобластях на руководящих постах чаще оказываются деятели, слабо разбирающиеся в данной области. И управлять, полезно для управляемой системы, они не могут. Они и не спецы-управленцы, не умеющие работать на рабочих местах, но умеющие управлять, расставлять людей, строить обеспечение процесса (хозяйственники, администраторы). Карьеристы в чистом виде имеют больше шансов на захват постов, имея чисто такую цель и не отвлекаясь ни на обеспечение процессов и людей при них, ни на личное исполнение процесса. Главврач, продолжающий оперировать, и даже бросивший, и всерьез занимающийся управлением, редко может удачно конкурировать с личностью, занимающейся чисто карьерой. А карьеристы поддерживают подобных себе, увеличивая свой процент на постах и уменьшая процент не карьеристов. Создавая группы и кланы деятелей такого стиля (превращая систему управления в систему борьбы за места и блага). Понимание специалистами, не карьеристами, этого положения могло бы способствовать меньшему продвижению в управление карьеристов, при уделении спецами достаточного внимания проблеме управления. Не уходить от решения управленческих задач! Понимать решающую для жизни зависимость от управления.
В бригадах, на полях, заводах, стройках не терпели бригадиров, назначаемых или неудачно выбранных, херящих работу. Потому что явно зависели от результата их управления. А выше - уже 2 момента. Нежелание, от непонимания, тратиться на проблемы управления, и - зажим сидящими наверху, которые не хотят быть зависимы от воли нижестоящих (уже попав наверх). Выбор бригадирами начальников участков? Из кого? Представляется, помимо бригадиров избирать должны все заинтересованные. От лица трудмасс - бригадиры, помимо них - работники уровня управления участком и выше. Совещания руководства цеха с привлечением работников подразделения, которому определяется управление, может быть легко наработано - при соответствии решаемых проблем уровню понимания и заинтересованности привлекаемым. А вот избирать начальника цеха, директора завода представители нижних звеньев могут в меньшей степени, в силу своей некомпетентности, незнакомства с проблемами и невозможностью контролировать работу этого уровня, ее результаты и зависимость от конкретного лица на его посту.
Чем такая система нехороша, почему ее нет (в полном виде, не в имитации)? Именно - нехороша для тех, кто имеет целью карьеру, власть ради своего блага с ущемлением и пренебрежением потребностями управляемой части системы. А строиться в более соответствующих потребностям системы формах управление может, как ни печально, скорее снизу, когда нижние звенья жестко не выпускают тех уровней управления, которые им видны, понятны, доступны для оценки. Второй путь - насаждение системы управления (в т.ч. выборной) сверху эффективен только в том случае и в той степени, когда верховная власть действительно заинтересована в наилучшем управлении системой на всех уровнях и имеет понимания и умения, достаточные для реализации такой заинтересованности.

Выборность верхних уровней управления самыми нижними, чисто управляемыми массами, применяется для имитации "демократии". Избирающие не знают ни проблем, в достаточной степени, решаемых на избираемом уровне, ни личностей избираемых, не имеют возможности контроля исполнения обязанностей, в силу непонимания проблем того уровня и удаленности от уровня, недоступности наблюдения, информации с него. Такая выборность решает три задачи:
1. имитация выборности,
2. выбор тех, кого избирающие не знают, с возможностью подсунуть им того, кто выгоден организаторам выборов,
3. дискредитация принципа выборности, с оправданием невыборных методов управления.

Проф. Н.Е. Развиваев

30.01.2011 06:41:36


В начало
blog comments powered by Disqus
Комментарии