И стали исполняться самые заветные мечты детства. Например, "помереть на той, на той единственной Гражданской..."
А про героя Нового времени также нашлись слова проникновенные. Даже Трофима пробило. На эпическое. "На престоле наш народный персонаж"
Жить стало тяжелее, жить стало интереснее.
А дальше еще интереснее.
И если бы еще были кузнецами своего счастья, то наковать можно было бы много.
Не привыкли. Привыкли к затхлому воздуху застойных времен, когда энергии хватало только на анекдоты и мелкое воровство.
В песнях того времени, однако, отразилось все непростое существо человека нашей эпохи. Мятущееся, прорывное во всех направлениях. И только энергии всегда не хватало на большее. На главное. На тот последний решающий порыв, и расчет при нем, который и вершил бы дело. Ну да, а когда хватало, у кого-то, не пущали. Застойные времена. Не пущали не застаиваться.
И счас не пущают? Потому что не должны. Для целостности структуры, власти.
И все же - чем виноваты те, застойные, что они, т.е. мы тогдашние, не сумели, не увидели?
То, чего и не могли? Да. Ну а что надо было, чтобы мочь?
Не огорчаться, в камено-железные сталинские времена, невозможности свободного волеизъявления, вынужденности быть только шестеренкой?
Не смогли. То ли противостоять сталинскому давлению, то ли спошествовать мощной поступи его шагов?
Сталинисты и антисталинисты! В деле за единство власти и народа будьте преданы извечному делу прославления и охаивания.
Будьте преданы и ведомы. Вещайте то, что приходит вам в башку, из невидимых вам источников, и будьте радостны и уверены в утверждении своей единственной, непререкаемой и неосмысливаемой, правды.
Не в силе сила, а в правде. Якобы вещал А.В. Суворов. А сам все силу ковал. Все закалял, тренировал, растил бойцов. Все старался не упустить ни малейшего шанса, ни капли времени растить силу. Т.е., разумеется, не объем мышц, а умение длительно и с верным напрягом вершить дела, непростые, держащиеся на совершенствующих умения вести сложную борьбу в различных условиях с использованием всех средств вооружения и ингредиентов ситуации. Так что, если и уважал А.В. Суворов правду (которую не он определял), то старался, по мере сил, придать ей как можно больше силы.
Возможно, он был прав.
Тем же, кому известна абсолютная правда, не нуждающаяся ни в доказательствах, ни в дальнейших поисках, уточнениях, тем сила и не нужна. На их стороне правда, и она сама победит. Надо им только преданно держать ее сторону, не отступать, т.е. не отступаться от нее. И она их не предаст. Если они не предадут.
Тоже хорошая позиция. Удобная. Меньше суетиться надо.
Быть стойким. Можно упертым. Свято верить. И чтить.
Кому верить?
То вопрос особый, но честным людям тоже несложный. Честные и простые, они чуют правду нутром и не дадут себя обманут никогда. А если дали - сами виноваты, и тогда надо верит тем, кто их вытаскивает из обмана, кто проникновенным оком, которому открыто все, почуял правду и выведет, только идите за ними и верьте.
Иногда может возникать вопрос - а где же раньше были эти прозорливцы, когда столько лет неправедные водили народ? То непросто. И вот тут уж простым делать нечего.
А, есть ответ верный. Надо верить, а не вопрошать, нечестивыми вопросами. Кто верит, не сомневается. Тот правду чует.
А на вопросы пытливых ответов много. На все случаи и на все виды пытливых. И заблуждаться людям свойственно. И дьявол всегда запутать, и попутать, может. И силы зла сильны и коварны. И предатели внесли лепту.
Так - как жить?
А как живете, так и живите.
Кого хотите, слушайте. Во что верится - верьте. Главное - сильно не мучьтесь. С ума сойдете или здоровье потратите.
Тяжело - найдите берег и притулитесь.
Это во времена славных застойных проблемы были непереносимые, любовные. Соответствия душ, непонятости чувств.
И притулочек находили печальный тягостный. "Пийшла дивчина, ступыла в воду, знайшла прытулочек соби". (Фильмы советские все об этом: "Единственная", "Дождь в чужом городе", "Такая долгая счастливая жизнь"...)
В наше время неразрешимыми вопросами мучаться не приходится. Найди соратников, залупи нос кверху и шествуй в ряд. На миру и смерть красна и дум тяжких нет. Все решено за тебя. Как чувствовали (чувствовали, а не думали, чувство - это глубже) люди, отслудившие жизнь в войсках: "И самые тяжелые для меня слова были когда после медкомиссии я явился в военкомат и спросил, в чье распоряжение я отбываю, а военком мне ответил - в ваше собственное." и "В армии - там просто. Все за тебя всегда решено. Куда идти, что делать. Командиры решают и Устав". И даже - "На войне все проще. Тут - наши, там враг. Иди и воюй. А на гражданке... Не поймешь. Все вроде свои. И все не так. Много разного, и не поймешь, кто прав, как надо.."
Вот так. Так тяжело людям жить. Когда без руководства.
Так что, не отбивайтесь. Без стада, т.е группы, погибнуть недолга. И запутаться.
"Смело, товарищи в ногу. Духом окрепнем в борьбе. В царство свободы дорогу Грудью проложим себе... И воцарим над землею Красное знамя труда". И даже - "Мы наш, мы новый мир построим, свободного труда. И заживем коммуной мировой."
Даже про гнусные дела (с высоты и правды современного понимания) можно сочинять такие светлые песни и открывать заманчивые горизонты. Надо научиться, товарищи, которые все господа (на сегодня, на современный момент и на этом этапе), и про наши горизонты так же убедительно петь.
А то не всегда получается.
Врагов костим здорово. А позитив не всегда убедителен.
За счет чего в застой жить было скучно и жили чувственными проблемами, или даже проблемами межличностных отношений, любви (сколько страданий о любви напето)?
За счет подвижнического и мученического труда многих на узких, опасных и гнилых местах. За счет подвижек, со времен окончания ВОВ, когда, по некоторым слухам, была определенная свобода деятельности, в т.ч развития, в т.ч за счет фронтового братства и поддержки полковников генералами, а на ранних порах и всех всеми. За счет проповедуемых ценностей братства, солидарности, всеобщего развития всех и для всех, и всего, которые (ценности) на низших уровнях общества имели свойство частично воплощаться. И пока наверху жрали (и всю страну, по-буржуйски), внизу, местами, процветали по-социалистически. Вот в чем заключался социализм в СССР. В некоторой части социалистически развивающегося хозяйства (давимого чиновниками, дураками и прохиндеями, в основном кладущими в карман и развития не желающими, всем и всему, и не верящими в таковое). И в социалистическом обеспечении, соцгарантиях и соцблагах некоторой части трудящихся (не всем, не во всех частях страны, не во всех отраслях хозяйства).