Кто считает, что народ может править, находится в опасном заблуждении. Вылезая сам из народа, умея покричать на митинге, что-то понять, донести, сделать, организовать-построить, этот товарищ представляет (по гуманитарному принципу) других подобными себе. Во многом подобными. В возможностях, и в желании что-то решать, обдумывать-понимать, управлять.
Увы, это не так. Народ потому и народ, что править не согласен.
Не нужно ему это. Он хорош, но на своем месте, на котором он и хочет быть (кроме выдвиженцев, отрывающихся от своих, становящихся другими, выходящими в люди, в другой слой, а точнее - в другой тип, который не принадлежит ни к какому слою, кроме одного - правящего; помимо выдвинувшихся из народа, из любого слоя не в о власть, управление, а в другой слой, сословие). Попахать, всласть, и отдохнуть всласть.
Не нужно, потому что с измальства имеет иные интересы человек народа. Этими интересами живет, на них нарабатывает привычки, умения. Образ жизни и структуру личности. И заставлять его править не получится.
Подчиняется народ религиозным или светским правителям и правилам. Живет по данному ему порядку.
Представлять по иному (что народ желает править, управлять собой, решать, а для того понимать свое положение, и вычислять из понимания положения пути развития, порядок жизни) действительно опасное заблуждение. Т.к. рассчитывать заставляет на участие народа в построении жизни, в управлении обществом, и призывает к этому, и строит под это, а это нереально, и сопротивление, и в народе и от властей, естественно. И невозможность народу реализовать ни управленческие и властные функции, ни движение к лучшему, так же, увы, естественно.
"Увы" - потому что хорошо бы, чтобы многих людей народа принимало участие в решении и проведении лучшей жизни, чтобы мнение всего народа решало как ему жить.
По-разному живут, и, в немалой степени, потому, что по-разному хотят.
Надо бы видеть реальность, людей, какие они есть. Но этим не озабочены призывающие народ к власти, к творчеству общественному. Не знают такой проблемы, априорно уверены в положении о участии народа в управлении, о решениях по его воле, разумению, чаяниям.
Хуже все обстоит. Не знает народ своих чаяний в деле обустройства общества. Не имеет он понятия об этих делах, чаяний не имеет и не желает иметь. И интеллектуального труда и жизни не желают. Заниматься таким, даже задумываться всерьез (разговоры досужие, о некоторых частях управления обществом, и о "как хорошо бы это было, если бы вот так" - в расчет брать не приходится).
Мало кто желает заниматься обустройством общества. Даже идти во власть мало кто. А уж обустройством, и им самим необходимым, даже во власти редко кто занимается. При этом многие и не состоятельны, по интеллектуальным, моральным причинам заниматься большими проблемами на должном уровне для должного эффекта.
Потому, надо понимать настоящие проблемы общества, и на первом месте - дефицит управляющих. Достаточно годных по многим качествам.
А сейчас (как и во все времена, но сейчас особенно) многое надо менять, делать заново. Какое оно есть (части управления и общества) - не годится. И в экономике. Но важнее - в том, от чего зависит экономика и все - в управлении. В т.ч такой стороной, как защита государства, частей его, граждан, от внешних и внутренних опасностей, проблем и врагов.
Выдвигаться люди, способные управлять, могут из всех слоев населения. Были бы условия, создающие в любом из слоев достаточно годящих людей. И такие условия необходимо создавать. Должны создаваться и группы, с которыми такие люди и к власти идут, и управление осуществляют. Из кого попало, негодящих, никто не сможет сделать достойных.
Разговоры о необходимости управлять, и волею народа, не совсем пусты. Они приводят к пониманию какой-то частью людей насущных проблем, подвигают кого-то на путь активной общественной деятельности. Но если более соответственно видеть реальность, механизмы развития общества, то результаты улучшатся.
Итак, не народ править должен, и не какие-то слои населения, общества. Правящий слой, класс имеет тенденцию на отрыв от понимания реально необходимого всему обществу, его развитию. Имеет, также, тенденцию закреплять правящее положение за собой, придавая правящему положению значение и функцию не обеспечения развития общества (которое есть форма существования всех, и сего класса, в данном обществе, т.е. - тело, частью которого является и правящая часть, которой тело обеспечивает и ей, правящей, необходимое), а принимая свое положение правящих как дающее возможность жить лучше других, как модно более лучше, чем и наслаждаться как главным в жизни. И - удержание сего сладкого положения, любой ценой. И ценой любых частей общества, людей. Что при разрушении общества им самим (правящим) нечем и негде жить - такое понимание, с ослаблением, моральным, и влекущимся за ним интеллектуальным, умаляется со временем до нуля. Удержание власти. За собой и потомством. А функции управления, обеспечения всего в обществе, такого управления, что все обеспечено, такое многотрудное не вписывается в доктрину жизни как наслаждения имеющимся сладким положением, во главе.