Искать их есть смысл в прошлом. Для начала понять, как там было. Вдруг - хорошо. И тогда - почему от той хорошей жизни к этой плохой пришли,
Понять такое может помочь, как ни странно, художественное воплощение жизни в произведениях искусства, и в важнейшем из них - кино.
Советские фильмы были... очень разные. И большинство из них не демонстрировались постоянно, не ими создавали настрой и дух. Одни из таких фильмов официально лежали на полках. И время от времени их доставали, с помпой прорыва к гласности. Другие на полках не лежали, но и в прокат не поступали. А именно в них, зачастую, было показано то, что привело к имеющемуся сегодня как жизнь. Такие стороны жизни, которые вели от социализма на низах к капитализму во всем. Об истинных отношениях верхов (всенародно избираемых, или назначаемых всенародно избранными) и низов, рвущихся к построению лучшей жизни для всех. О неприкрытом хамстве верхов, о принятии такового низами, т.е. всеми трудящимися, как естественного.
[кадры из Случай на шахте 8
Заседание парткома (не Премия, где слюняво, сглажено и очень скучно, а звездные составы актеров и там, и там, но в спектакле Ефремова они при деле, а в Премии позорятся)
Повторная свадьба (1976)
"Сейчас не любят неприятное. Все просто - оставил записку. Элегантно." А по жизни. - "Разберутся. Но будет шум, драка. Лучше не поднимать. А то приедут, будут во все щели лезть. А заболеваемость - она во всем мире растет." Т.е. плевать на здоровье людей, и на всю природу и жизнь. Лучше - обойти, без шума. И пусть всё в пропасть. А мы не будем об этом. Говорить и думать.
Мудрый фильм. ( И не скучный, т.е. пипл сможет досмотреть до важных моментов.) О жизни, обеспечении ее, и о людях, отношениях, любви, потребности в человеке.
И вообще. Лучшие советские фильмы, ну хоть в каких-то своих частях, - высшее достижение человечества.
И по ним можно было бы стать лучше. И наладить жизнь, во всем. Но опыт жизни большинства (всех?) говорит о таком, что не дает поверить и понять, как можно по-другому, по-доброму, для всех хорошо.
Демагогия,, творящая жизнь, великолепна на совещании в горкоме.
А те, кто едут по назначению и по желанию на край света, отдавали и отдают власть делать жизнь в стране и в мире тем, кто цепляется за Москву, места, должности, блага и меняют ее в дрянь. Как надо? Край света - это очень приятно, для романтиков, и просто для честных красивых людей. Но необходимо делать не такие приятные, а - вовсе неприятные вещи. С дрянью и дрянными. Пробивая лучшее, борясь. Некрасиво, потно, постоянно. С очень неприятными людьми и делами.
"А что же в мире осталось?" Когда "прошли времена Лауры и Петрарки". Ничего, чтобы очень интересного. Но - блага, благополучие на уровне имения вещей и отсутствия всего большого, чтобы не было большого горя, боли, трудностей.
Миронов. И еще Косталевский, Дюжева, Михаил Кузнецов. Все очень правильно играют, не выставляясь, а производя нужное. У Кузнецова - лучшая роль. "Я нашел секрет, как хорошо жить в семье. .. Я редко бываю дома. И всегда соглашаюсь с женой. Даже когда она говорит несусветную чушь. Но она никогда не говорит чуши!" Очень мягко и убедительно сыграно.]
И об отношении к производству. Нужности его - для жизни ли лучшей, для отчетности ли. Отчетности, прикрывающей отсутствие движения (к улучшению производства и жизни), приводящей к остановке всякого движения ради консервации сложившихся отношений, ради закрепления власти, захвативших эту власть для себя, для своих благ, имеющих по жизни цель одну и дело одно - держать эту власть и не пускать никого ни к власти, ни к каким изменениям в жизни, могущим хоть что-то в этой жизни изменить. Потому не допускались изменения никакие, в т.ч. необходимые для развития, для улучшения жизни, для недопущения ухудшения и развала ее.
Вот причины "застоя", т.е. отсутствия всяческого развития, всякой - настоящей работы (не только по созданию нового, даже по ремонту - поддержанию в рабочем состоянии уже построенного).
Фильмы ... настолько ярко всё это показывают, что дальнейшие рассуждения на тему "эти ли компоненты жизни, люди такие, у рулей всех стоящие, привели к нашему сегодняшнему благополучию" излишни. Останется только выяснить, насколько верно эти фильмы отразили бывшую тогда действительность (т.е. - было такое или нет).
А для времени настоящего - выяснить бы, из чего оно состоит, кем и как и зачем изменяется что-то, или фиксируется жестко от изменений. И как можно, всё же, изменять. В более живучее, чем наличное (ведь то, что имеющееся сегодня не только малорадостно для многих, но и живучестью обладает недостаточной, для выживания всех, очень вероятно).