Продолжая тему "Фильмы показывают главное в жизни." Если уметь видеть и иметь фильмы, которые показывают. Спасибо энтузиастам, достающим фильмы, которые были показаны при СССР по одному разу, и тихо лежали, не "на полке".
Фильмы годов "более свободных", 80-х и позднее, не дают такой полной правды о жизни, как 50-х - 70-х гг.
Почему? Возможно потому, что авторы тех лет не тащились показывать ранее запретное, жесткость, драки, кекс, грязь, а стремились показывать то, что есть (в жизни) и что важно. И им удавалось, на экране. Но не в жизни.
Даже фильмы, не имеющие в своем составе ничего обличающего, не показывающие ни лицо начальства, власти, ни "трудностей" экономики, производства, села (заключающихся в "командно-административной" системе, которая не командами и администрированием была нехороша, а нацеленностью только на удержание власти, и единственным путем - прекращением всякого движения, развития, полного ступора, который более легко подконтролен и дает впечатление незыблемости власти - раз неизменяемости всего).
Очень хороший как человек, что важнее, чем - артист, Михаил Ножкин, появился на экране только два раза - "Ошибка резидента" и "Освобождение". И там и там он симпатичный парень, такой, что если бы все были такими, жизнь была бы очень хорошая, да еще и очень приятная и красивая. Но ловить моменты в этих двух фильмах, когда в кадре Ножкин - только это оставалось тем, кто воспринимал тепло и красоту этого человека.
А фильм "Каждый вечер в 11", в котором Ножкин на экране большую часть времени, неизвестен, был показан сразу после съемки, и, возможно, не был выпущен более на экран ни разу. При СССР. Фильм, непонятный решателям судеб по своему звучанию. Цели. Что он дает, для чего? Что это за тоска, за жизнь и за счастье? Почему так? И - как? Непонятно. И потому - может быть все, что угодно (когда непонятно ничего), и - не надо. Так и получилось.
Лучшая роль Папанова. Не повторяющегося бармалея Лелика, сверкающего, как апофеоз, ягодицами. Не ветерана-фронтовика, мрачного, кислого, забитого, и слишком много про одно и то же, как и про всех героев в "Белорусском вокзале", смысл коего можно увидеть в очень неожиданном для "патриотического" фильма направлении - как пуста жизнь в доброе мирное время, уходит из людей человеческое, смысл, добро. Живут чемоданами, с наморщенными от пустых забот лбами, и только про военные дни вспоминают как про живое. Пустота. Вот лейтмотив ленты. По воле авторов, или против нее (но и режиссер "Коммуниста" признавался, что вовсе не хотел ставить такого фильма, так само получилось. Автор, когда в нем есть искра божья, не обязан, и не может, не философ он, а художник, понимать то, о чем создает. Он - поймал, понял, вернее - почувствовал, что в пойманном есть что-то настоящее. Выложил. И вся его роль. А описывать суть, трактовать и объяснять - это философия. Критики, когда мудры и не нудны (не глупы), могут такое. Среди писаний Писемского, Белинского, Добролюбова, Чернышевского, Честертона и Шоу попадают великолепные, в т.ч. по красоте и сочности слога, не только по глубокомыслию, места. Не из школьной, в основном, программы.
У Папанова лучшая роль - в "Ласточке", интермедии из сказки "Маленькие комедии большого дома". Остальные новеллы в этом опусе грубы, примитивны, неряшливы и малоинтересны. "Ласточка" - шедевр. Из лучших в мировом искусстве. О смысле всего. Добре человеческом. И Папанов там велик.
Нудновато и в "Ласточке", с искрами, но нудно. А концовка - вершина. Так что, см. концовку:
С милиционером грубовато, хоть парень хороший. Апофеоз - химик с внучкой. Вон он где, апофеоз.
Затем, мило подходят люди, все родные.
А кордебалет в конце лишний. Пусто лазят и пусто хором изображают не поймешь что. Не радость, не братство.
Вырезайте химика, вешайте на стену, плачьте, радуйтесь и просветляйтесь.
Миронов там хорош только когда цветами под занавес делится. Ну, еще когда глаза таращит, изображая светскую даму.
Итак - где в фильмах СССР то, ради чего жить? Фильмы, обличающие, а важнее - показывающие суть жизни, упомянули.
Где - то, ради чего стоит терпеть демагогию, собрания, ложь, глупость, скуку, боли в желудке и прочие пошлости? Момент. Когда все такое терпеть, то до ценного не дойдешь. Чтобы дойти - переделывать надо такой тухлый мир. Но вот ради чего, во что переделывать... Как трактуют фильмы?
Комедии, с 30-х гг., трактуют приятно. Есть лодочки, парусные и весельные ("Первая перчатка" - очень хорошо об этом), есть спорт, ратный и задорный труд, песенно-плясовой отдых. А люди - какие они?
Такие. Не как в упомянутой "Первой перчатке", не такие сладкие и пустоватые, как в комедиях, тем более, в плакатных ударных о ратном труде.
Но есть люди. Есть глаза и повороты, ради которых стоит жить.
"Когда деревья были большими". Но раньше - "Неподдающиеся". И там и там герои в отдельные эпизоды имеют такие лица и намеки на богатство души, или просто хорошесть личности, что именно с такими хотелось бы провести остаток дней.
Техническое несовершенство и лень в обучении редколлегии сайта, и отомкнувших друзей, не дает возможности предъявлять именно те куски фильмов, в которых выпирают обусловленные моменты. А полностью смотреть, со многими не нужными, а даже пустыми эпизодами - сбивает с темы. Однако, есть и свой плюс. Можно и другие куски увидеть. Поэтому, резать на эпизоды не стали, устанавливать плеер с зависанием над тематическими кусками, тоже. Тем более, показывать все это запрещено законом, даже в таких, развивающих добро, целях. И в любой момент сотрут с сервера. По всему по тому - как есть.