Человек, вынужденный зарабатывать на жизнь, при современном устройстве общества, должен не просто быть нужным обществу, не только доказать свою нужность, но суметь поставить общество (значимую часть его) в условия, в которых оно не может отказать ему во вспомоществовании.
Изменения в обществе, в сознании отдельных его элементов и больших массивов, приводят к изменению роли и пониманию ее многих частей, и многими частями общества. Доказывать свою нужность и создавать условия для жизнеобеспечения становится все сложнее с ростом динамики общественных процессов и с ростом необязательности выполнения обществом функций по собственному воспроизведению (в любых своих частях). Кризис современного общества есть, действительно, судя по всему, - его системный кризис, т.е. самого принципа такого построения общества.
Каковым должно быть общество, сочленение живущих на планете, чтобы не самоуничтожаться (что всегда есть при отсутствии самовоспроизведения), а продолжаться, никто знать не может. Не могут быть доступны знания, не производимые и не проверяемые никогда до сих пор. Знания, а на них умения и вся практика, в системе, таковые необходимо нарабатываются в постоянном поиске, разном по плотности во времени в разные периоды эволюции. В наше время, увы, к сожалениям любящих подышать свежим воздухом, плотность возрастает несоизмеримо (разве что со скоростью процессов в компьютере и его искусственном подобии, мозге). И соблюдение таких скоростей (а для обеспечения их - плотности занятий мыслительными процессами, их практической проверкой, и от проверок - дальнейшими изысканиями в мыслительной области, и вновь в практической) - к такой жизни, в таком ритме, режимах и наполнении, никто в человечестве не готов и не хочет.
Что же делать? Как найти таких, которые смогли бы на себе, в себе реализовать тот необходимый для выживания человечества инструмент, который только и может сегодня вывести на торную дорогу прогресса и дальнейшей эволюции и процветания, в конце-концов - просто продолжения существования?
Таких нет. Их не найти, их нужно сделать. Заставлять педагогов заставлять детей вырастать в такое. Заставлять всем каждого, и себя и окружающих. Вдруг, из кого-нибудь получится.
То, что есть на сейчас, как управляющая часть, не годится ни в каком приближении. Приведение, каковые Оно осуществляет, только к позорной гибели.
Итак. Только создание нового человека, нового мышления, приоритетов, методов и образа жизни.
Не для всех, не пугайтесь.
Всех заставить быть прогрессорами нельзя. Не получится и нехорошо. Для кого же тогда все? Кто будет наслаждаться добываемым? Кто будет работать в удовольствие, в кайф, и отдыхать после трудов полностью, в специально отведенные неприкосновенные и немалые часы?
Пусть пашут уникумы, созданные природой для этого. Для трудов во благо и не покладая.
Но их уже нужно создавать. Сами они уже не родятся. Не то время. Не дикого собирания плодов. Выращивания. Уже не только растительного и животного пропитания, но и творческого и всякого производящего мыслительное, и от него прочее - управляющее.
Цари природы должны править ей. Тому надобно соответствовать. Знаниями. умениями, структурой личности и методом жизни.
Цари. Или управляющие и управители.
Если отказываетесь от этой роли, в пользу Высших сил, которые и так управляют (и потому - все верно, под их управлением, идет, от нас независимо), или сама природа-мать нас ведет своими путями. А мы должны восторгаться и подчиняться и следовать своими малыми.
Но есть мнение, что мы есть часть природы, ею произведенное, в развитии ею себя. И становимся все более определяющими все в ней, до смешения в кучу несообразного, что только на гниение.
Мужайтесь. Не исключен ни один вариант. Для понимающих.
Для верующих проще.