Или о единственной альтернативе бесконечно повторяющегося цикла смертоносного насилия между израильтянами и палестинцами
Гарет ЭВАНС
Самые мудрые слова о второй войне в Газе, возможно, были сказаны одним израильтянином, живущим в кибуце недалеко от границы с Газой. "Если вы хотите защитить меня... Не отправляйте израильскую армию за нас, с тем чтобы "победить", - написал Михал Вассер в Haaretz 15 ноября. - Начните думать о долгосрочной перспективе, а не только о следующих выборах. Попробуйте договориться, пока белый дым подымается над дымоходом. Протяните руку палестинскому президенту Махмуду Аббасу. Остановите "точечные убийства" и посмотрите в глаза гражданского населения с другой стороны".
Израиль, конечно, имеет право защищать себя от ракетных обстрелов. Но урок последних двух десятилетий заключается в том, что нападения прекращаются и интифады не начинаются, когда есть перспектива мира, а когда нет такой перспективы, воинственность палестинцев невозможно сдержать.
Шансы всеобъемлющего и устойчивого решения сосуществования двух государств, о чем сейчас ведутся переговоры с Палестинской автономией Махмуда Аббаса (ПА), основанной на Западном берегу, - и его принятия, хотя и неохотного, со стороны ХАМАса в секторе Газа после всенародного голосования - незначительные и все уменьшаются. Но единственной альтернативой является бесконечно повторяющийся цикл смертоносного насилия между израильтянами и палестинцами.
Непосредственной задачей является успокоение и стабилизация ситуации в секторе Газа. Но для предотвращения более многочисленных и серьезных инцидентов израильские политики должны задать себе некоторые фундаментальные вопросы. То же должны сделать и их "приржавевшие" сторонники в США и таких странах, как моя.
Как можно способствовать миру, если ликвидация или резкое уменьшение возможностей ХАМАСа оставляет сектор Газа в руках еще более воинственных групп и дает исламистам в регионе еще больше новых сторонников?
Как работают службы национальной безопасности Израиля, когда своими действиями в секторе Газа и бездействием в отношении Аббаса они ставят под угрозу свои давние и тяжело завоеванные мирные договоры с Египтом и Иорданией (оба из которых выглядят очень хрупкими сейчас, после того как наступила арабская весна)?
Как можно дать предпочтительным для Израиля палестинским лидерам - Аббасу и премьер-министру ПА Саламу Файяду какой-либо более-менее весомый потенциал для ведения переговоров, если переговоры не могут начаться до тех пор, пока, как настаивает Израиль, они не отступят от своих минимальных условий замораживания строительства поселений на оккупированных территориях?
Несмотря на то, что Израиль преуменьшает ее значение, Арабская мирная инициатива 2002 года по-прежнему предлагает критически важную сделку: полную нормализацию отношений со всем арабским миром в обмен на всеобъемлющее мирное урегулирование. Как долго может поддерживаться эта позиция Лиги арабских государств, когда мирные переговоры ведут в тупик?
Другой большой вопрос для Израиля заключается в том, сможет ли он принять последствия, если решение двух государств полностью исчезнет с повестки дня. Израиль, как предупреждал отец-основатель Давид Бен-Гурион, может быть еврейским государством, может быть демократическим государством и может быть государством, занимающим весь исторический Израиль, но он не может быть всеми тремя.
По данным CIA WorldFactbook, в настоящее время евреев больше, чем неевреев, в соотношении 6,4 млн к 5,6 млн, на общей территории исторической Палестины. Но при гораздо более низкой рождаемости и снижении иммиграции это только вопрос времени, когда евреи станут меньшинством.
Пока Газа все еще тлеет, еще один животрепещущий вопрос ждет своего часа. Что Израиль и его сторонники ожидают выиграть от ожесточенного сопротивления резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций о признании Палестины в качестве "государства-наблюдателя" (со статусом, как у Ватикана), не являющегося ее членом, что теперь, кажется, должно быть внесено на рассмотрение и одобрено огромным международным большинством 29 ноября или около этой даты?
Текст проекта резолюции, который сейчас находится в обращении, не содержит оскорбительных выражений. Он проясняет, что полное членство в ООН еще предстоит рассмотреть и что вопросы о конечном статусе, такие как границы, беженцы, Иерусалим и безопасность, все еще предстоит обсудить. Правда, прохождение этой резолюции может дать Палестине некоторый статус, которого ему сейчас не хватает, чтобы добиваться судебного преследования в Международном уголовном суде по обвинению в нарушении международного права. Но МУС не является пародией на судебное разбирательство, и можно ожидать, что к обвинениям без содержания отнесутся соответствующим образом.
Палестинская государственность всегда была непременным условием собственного долгосрочного мира и безопасности Израиля, и это всецело в интересах Израиля - разрядить, а не обострить проблему еще больше. Эта необходимость стала еще более насущной, чем когда-либо, в связи с новыми реалиями соотношения сил в регионе.
Короче говоря, Израиль должен относиться к голосованию в ООН не как к поводу для возобновления конфронтации, а как к возможности для начала новых серьезных переговоров. Реакция США является ключевой: вместо того чтобы наказывать ПА, а возможно, также и ООН, они должны использовать резолюцию для того, чтобы предложить своего рода дипломатический выключатель, которого уже давно ждет мир.
Конечно, для того чтобы положить на стол всеобъемлющий план урегулирования, который отвечает на все вопросы окончательного урегулирования, с компромиссами, пойти на которые можно убедить все стороны, а также оказать давление по их принятию, необходима государственная мудрость. К несчастью, этого качества остро не хватает в дипломатии на Ближнем Востоке уже так долго, что мало кто может вспомнить, когда было по-другому.
Проект Синдикат для "Дня"
Гарет ЭВАНС - бывший министр иностранных дел Австралии и почетный президент Международной кризисной группы. Был сопредседателем Международной комиссии по вопросам нераспространения ядерного оружия и разоружения